Проекты

«Ростовский театр»

Специалисты Северо-Кавказского филиала института "Спецпроектреставрация" приступили к разработке проектной документации для ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия Здание Ростовского Государственного драматического театра имени М. Горького », (Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Театральная пл., д. 1) 

Театр имени Горького — один из крупнейших театров Ростова-на-Дону. 
Здание театра находится на Театральной площади. Здание было построено в 1935 году по проекту академика архитектуры В. А. Щуко и профессора В. Г. Гельфрейха.

Здание входит в список шедевров эпохи конструктивизма — в Лондонском музее истории архитектуры Россию представляют всего два макета: собор Василия Блаженного и Драматический театр им. Максима Горького. Ле Корбюзье и Оскар Нимейер называли театр жемчужиной советской архитектуры.
История театра.
Датой основания Академического театра драмы им. Максима Горького принято считать 23 июня 1863 года, когда была создана первая стационарная труппа театра.
Строительство здания театра было задумано в 1929 году. Местом был выбран пустырь между недавно объединёнными в один город Ростовом и Нахичеванью-на-Дону. В 1930 году был объявлен Всесоюзный открытый конкурс, на который представили 25 проектов, 6 из которых получили премии. Первую премию на конкурсе получил выполненный Г. Б. и М. Г. Бархиными (при участии Б. Г. Бархина) проект «Красный мак». Они получили и денежную премию. Однако, после знакомства с пришедшим позднее и не участвовавшим в общем конкурсе проектом В. Щуко и В. Гельфрейха, было решено использовать именно его.
В 1935 году строительство было завершено.
Из воспоминаний непосредственного участника строительства театра:
«В строительстве театра я тоже принимал участие, о чём уже писал тебе, что же касается того, чем руководствовались авторы этого театра, сказать не могу, так как проект был нам прислан из Москвы, где его и нарисовали, расчёты же всех конструкций бы­ли сделаны в Ростове, на 40 % мной. (Висячий балкон в зале — моя конструкция и расчёт целиком.) Я не архитектор и поэто­му изменять в чем либо проект не был в праве, но в общем те­атр (по моему) очень хорош в эксплуатации, удобен, и до сих пор может считаться модерным, то есть технически современным. Я помню, когда его открывали, то приезжали, архитекторы даже из-за границы его смотреть. Тогда такого театра во всей Европе ещё не было.»
Театр открылся спектаклем «Мятеж» по одноимённой повести Д. А. Фурманова. Известно, что по ходу действия на сцену была выведена целая конница.
В 1936—1940 годах театром руководит один из крупнейших советских режиссёров того времени — Юрий Александрович Завадский. Вместе с ним в Ростов переводят и часть его труппы: В. П. Марецкую, Р. Я. Плятта, Н. Д. Мордвинова. По официальной версии режиссёр «должен был показать пример в освоении огромной сцены».
В конце тридцатых годов фасад облицевали итальянским мрамором, остальную часть театра гранитом и инкерманским известняком. На втором ярусе появились горельефные композиции «Гибель Вандеи» и «Железный поток», выполненные скульптором С. Г. Корольковым. В целом на строительство было использовано 7 млн штук кирпича, 8 тыс. тонн инкерманского известняка, 3,9 тыс. тонн мрамора, 3 тыс. тонн гранита.
С началом Великой Отечественной войны театр не прекратил свою работу. А за время эвакуации даже не изменился состав его труппы. В 1943 году фашисты, отступая из Ростова, взорвали здание театра. 20 лет труппа театра проводила свои спектакли в здании нынешней филармонии. И только в 1963 году на Театральной площади было восстановлено здание театра. Это был подарок к столетию театра. Правда театр стал намного меньше.
Большой творческий вклад внёс режиссёр Николай Евгеньевич Сорокин, руководивший театром на протяжении 17 лет — с 1996 года по март 2013 года. С именем Н. Е. Сорокина связаны успехи театра не только в России, но и за рубежом.
Архитектура.
Всё оборудование сцены спроектированно инженером И. В. Экскузовичем. Строительство велось коллективом работников «Театростроя» (директором был А. М. Стамблер). После завершения строительства многие эксперты называли театр одним из лучших в стране.Внешним видом театр напоминает трактор. Первоначально он был облицован белым инкерманским камнем, а часть фасада — белым мрамором, пилястры при входах в театр были из полированного лабрадора. Также естественным мрамором были облицованы главные лестницы, искусственным — вестибюль, фойе и зрительный зал. Большой зал был рассчитан на 2250 зрителей и предназначался для сценических представлений, в то время как малый — для эстрадных и концертных. Здание театра включало в себя также библиотеку и музей. Фасад здания украшен горельефами работы Сергея Королькова. Основным минусом здания была плохая акустика.

Восстановленый в 1963 году театр стал значительно меньше. Проект реконструкции выполнялся архитекторами В. М. Аникиным, В. Н. Разумовским, В. В. Деонтьевым под руководством Н. Н. Семененко и при консультациях профессора В. Г. Гельфрейха. Была проведена полная перепланировка внутренней части здания. Существенно сократилась вместимость залов, ликвидированы многие диванные, буфетные, детский сад-ясли, остался только один сценический круг. Исчезла основная часть мраморной облицовки. Вместе с тем значительно улучшилась акустика.
В настоящее время в здании театра имеются три сценические площадки: Большой зал на 1165 мест (габариты сцены: ширина — 23 м, глубина — 22 м, высота — 22 м), Малый зал на 300 мест и Экспериментальная сцена на 70 мест. Кроме того в западном крыле расположена ART Галерея, в который проводятся выставки-продажи произведений искусства, и ART Кафе «Театральная площадь № 1».


Фотографии

Возврат к списку проектов