«Погост Турчасово»
Памятник архитектуры деревянного зодчества XVIII века Турчасовский погост в селе Турчасово Онежского района, Архангельской области.
Расположено Турчасово в верхних пределах нижней, судоходной части реки Онеги. «А от Каргополя Онега потекла в море, а на ней от моря 60 верст, город Турчасов», – отмечается в «Книге Большому чертежу» – главном описании русских земель XVII в. В середине прошлого века «Архангельские губернские ведомости» так характеризовали Турчасово: «Турчасово лежит от г.Онеги на юг, в 125 верстах, по обеим берегам реки Онеги, на долине, перерезываемой к востоку двумя речками Тиолзами, открытой к северу и югу, но защищенной с востока и запада лесистыми холмами. На вершине одного из ближайших холмов возвышаются церкви Турчасовского прихода.
Одним из наиболее устойчивых и популярных мифов, проникших и в «серьёзную науку», является устное предание о возникновении Турчасова как укрепленного городка, заложенного новгородцами в XII в., – «для защиты онежского торгового пути, выводившего в Белое море». Отсюда и название Турчасово связывалось со славянскими корнями тур – башня и час – дозор, что значит «сторожевая (дозорная) башня».
Первый историк Турчасова И.Ф. Токмаков, автор пространного «Историко-статистического и археологического описания села Турчасова (Онежского у., Архангельской губ.) и его храмов с приходом» (М.1899), ссылается как на одно из первых письменных упоминаний о Турчасове, на грамоту 1536 г., в которой предприимчивые турчасовцы «вместе с онежанами, порожанами, устьмошанами и мехрежанами ездили к морю соли купити», а затем отвозили ценный товар в Каргополь (Указ. Соч. С.2). К середине XVI в., когда Турчасово становится крупным административным центром, его история уже насчитывает несколько столетий, которые неотделимы от истории русского крестьянского освоения Севера в XII-XV вв.
Посад и посадское население в крестьянском Турчасове стали складываться не ранее I половины XVI в., с развитием и расширением торгово-промышленных отношений в Русском государстве, в которые активно втягивался Север. В это время Турчасово становится одним из крупных центров солеторговли по пути из поморья в Каргополь. Посадское население составляли в основном ремесленники и купцы, которые в большинстве крестьянствовали, то есть, владели землей и наряду со всем «миром» платили «тягло» – налог государству.
На Посаде кроме посадских дворов располагались «мирской двор» – центр земского самоуправления, где собирались «съезды» и «сходы» «для государева и мирского дела», становая, таможенная и кабацкая избы, гостиный двор, лавки, амбары и харчевни.
И.Ф. Токмаков, ссылаясь на историко-географический словарь Российской Империи» П. Семенова Тян-Шанского, неопределенно отмечает существование в Турчасове церкви Св. Николая Чудотворца, упоминаемой в малоизвестной грамоте 1436 г. Этот факт нашел подтверждение в более поздней «Сотной на Турчасовский стан» 1556 г.: «В той же волостке у Турчасовского погосту за озером дер. Никольская и с двемя полянками Ортемовскими Пономарева, что Никола чюдотворец на Турчасове на посаде, а пашет ее поп с погоста... У погоста ж у Турчасовского дер.Спасская, что…
В середине XVII в. турчасовский приход был приписан к Соловецкому монастырю.
Приписные приходские церкви зависели «от попечения настоятелей Соловецких», обеспечивавших «содержание оных, перестройки, починки, снабжение утварью» и т.д. Это обстоятельство во многом проясняет природу турчасовского ансамбля-тройника из двух церквей и колокольни, впервые отстроенных на погосте после польско-литовского разорения.
Первой по времени, на месте Никольской, сооружается Спасо-Преображенская церковь с приделом Николая Чудотворца, освящены они в 1647 г. Строительство Благовещенской церкви с приделами Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и Архистратига Михаила было завершено в 1683-1684 гг. Одновременно с их освящением был освящен и второй придел Спасо-Преображенской церкви – Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Турчасовский «тройник». В 1776 г. в результате опустошительного пожара погост с двумя церквями, колокольней и всеми постройками полностью выгорел.
Последний, ставший хрестоматийным турчасовский «тройник» - две церкви (летняя и зимняя с трапезой) и колокольня – отстроен на месте сгоревших храмов, скорее всего, - в старых, освященных временами формах. Сложная строительная биография ансамбля растянулась почти на 30 лет. Возобновлению храмов предшествовала длительная переписка с епархиальным и синодальным начальством, с «приложением планов оных церквей», после которой церковь Преображения с двумя приделами освящена в 1786 г., колокольня «закончена постройкой» в 1793 г. А Благовещенская церковь, как выясняется из казенного епархиального циркуляра от 1779 г., «за недородом хлеба и на постройку денег и поныне еще недостроена». Из другого документа, уточняющего датировку памятника, следует, что «настоящий Благовещенский храм (холодный) заложен к постройке в 1781 г., а окончен в 1795 г. Построен в совокупности в одном здании с теплою трапезою и с приделами... которая построена первее всех храмов, а именно в 1776 и 1777 годах».
Вся группа сооружений стоит на открытом возвышенном пространстве, что усиливает впечатление величавости и цельности ансамбля. Примечательно, что ансамбль, появившийся в конце XVIII в., на «закате плотницкого искусства», и особенно трапезная Благовещенская церковь, являются общепризнанным образцом именно древнерусского зодчества.
Уже в 20-е годы XIX в. турчасовские храмы вступают в период переделок и
перестроек на «новый манер» срубы закрываются гладким тесом и забеливаются «под каменное дело»; растесываются оконные и дверные проемы; в интерьере Преображенской церкви в верхней части четверика появляются большие живописные панно, для освещения которых в стенах прорубаются круглые окна-иллюминаторы. Общее кризисное состояние народной жизни проявляется во многих сферах, и в частности в церковном строительстве, которое все менее становится народным. Благовещенский храм был уничтожен пожаром в 1964 году.