/ 05.09.2023
АО Институт «Спецпроектреставрация» успешно разработал рабочую документацию и выполнил противоаварийные, реставрационные и консервационные работы в Спасо-Преображенском соборе в Холмогорах Архангельской области.
Выстроен в 1685—1691 годы архиепископом Афанасием (Любимовым) в Холмогорском кремле как кафедральный собор новообразованной Холмогорской и Важской епархии. К западу от собора высится невысокая шатровая колокольня-часозвоня (1681—1683), постройка которой предшествовала возведению храма. Ныне единственный шестистолпный храм к северу от Каргополя и памятник архитектуры федеральной категории охраны. Рядом с собором сохранился архиерейский двор Афанасия; его фасады украшены орнаментальными корунами.
Спасо-Преображенский собор в Холмогорах оказал значительное воздействие на архитектуру Русского Севера конца XVII — начала XVIII в. Создав кафедральный собор, архиепископ Афанасий продемонстрировал «формулу» церковного сооружения, которая отныне должна была служить точкой отсчета в строительной практике подначальной ему епархии. В дальнейшем конструктивная и декоративная схемы собора в виде набора отдельных элементов и приемов варьировались в зависимости от величины и особенностей строившегося здания. Формы холмогорского собора были восприняты мастерами Каргополя, освоившими соборный тип храма (в четырехстолпном варианте, но с четырьмя пряслами на боковых фасадах, как у шестистолпных храмов). Естественно также восприятие декоративных деталей собора теми мастерами, которые строят немногим позднее в районе Холмогор и Архангельска. Кафедральный Преображенский храм стоит у истоков новой епархиальной архитектурной школы XVII в., но это сугубо региональное значение вовсе не исчерпывает роли холмогорского собора в русском зодчестве конца XVII столетия.
Памятник находится на переломе эпох и стилей в русской архитектуре. Если и можно заметить начало новых архитектурных веяний в Холмогорах, то в особом радостном ощущении пространства, светозарности интерьера и неперегруженной декоративности фасадов. Это только знаки грядущей эпохи, но самих форм нового стиля (нарышкинского) в соборе обнаружить нельзя. Вместе с тем, несмотря на традиционность самого типа и традиционность декора эпохи узорочья, в соборе ощутима та свобода, которая достигается длительным развитием типа, его внутренней эволюцией, та свобода, которая говорит не о власти канона и упадке этого типа, а о раскованности мастеров, нашедших выход в подборе пропорционального и декоративного строя для заданного образца.
Собор в Холмогорах является фактически последним храмом чистого соборного типа, поскольку последующие образцы будут этот тип примерять к другой эстетике и изменять в соответствии с ренессансной рациональностью декора нового нарышкинского стиля. Этот опыт архиепископа Афанасия и братьев Стафуровых как бы завершает и увенчивает эволюцию соборного шестистолпного типа в XVII в. и показывает значение архиерейского заказа для развития названного типа. Рискованное новаторство Никона и его мастеров в валдайском соборе сменилось в соборах, возведенных по заказу митрополита Ионы и архиепископа Афанасия, возвращением к варианту, найденному в построенном по заказу царя соборе Макарьева-Желтоводского монастыря. Этот вариант в холмогорском соборе приобрел черты декоративности и изысканности, которые отличают его от собора-предшественника в Ярославле и делают его одной из вершин русской архитектуры.
Памятник находится на переломе эпох и стилей в русской архитектуре. Если и можно заметить начало новых архитектурных веяний в Холмогорах, то в особом радостном ощущении пространства, светозарности интерьера и неперегруженной декоративности фасадов. Это только знаки грядущей эпохи, но самих форм нового стиля (нарышкинского) в соборе обнаружить нельзя. Вместе с тем, несмотря на традиционность самого типа и традиционность декора эпохи узорочья, в соборе ощутима та свобода, которая достигается длительным развитием типа, его внутренней эволюцией, та свобода, которая говорит не о власти канона и упадке этого типа, а о раскованности мастеров, нашедших выход в подборе пропорционального и декоративного строя для заданного образца.
Собор в Холмогорах является фактически последним храмом чистого соборного типа, поскольку последующие образцы будут этот тип примерять к другой эстетике и изменять в соответствии с ренессансной рациональностью декора нового нарышкинского стиля. Этот опыт архиепископа Афанасия и братьев Стафуровых как бы завершает и увенчивает эволюцию соборного шестистолпного типа в XVII в. и показывает значение архиерейского заказа для развития названного типа. Рискованное новаторство Никона и его мастеров в валдайском соборе сменилось в соборах, возведенных по заказу митрополита Ионы и архиепископа Афанасия, возвращением к варианту, найденному в построенном по заказу царя соборе Макарьева-Желтоводского монастыря. Этот вариант в холмогорском соборе приобрел черты декоративности и изысканности, которые отличают его от собора-предшественника в Ярославле и делают его одной из вершин русской архитектуры.